«Культура безопасности». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для образовательных учреждений.

Становление современной культуры безопасности требует преобразования мировоззрения всех слоев общества с помощью образования. 
Уровень образования населения – один из главных факторов, определяющих успешное развитие государства. Образование становится платформой для взросления личности, ее самоопределения и профориентации. Поэтому школа на сегодняшний день не только территория для получения знаний, но и место развития личности ребенка.

В настоящее время в деле подготовки населения в области культуры безопасности и выработки у граждан привычек защиты окружающей среды, здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. 
Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры населения страны, региона в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в общеобразовательном учреждении через всестороннее рассмотрение вопросов в программе «Культура безопасности», содержание которой охватывает теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.

Ключевой идеей программы является положение о том, что для обеспечения личной, региональной, государственной и глобальной безопасности определяющую роль играет не столько уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, сколько воспитание в человеке культуры безопасности, т.к. культура безопасности выступает как необходимое условие обеспечения устойчивого развития современной цивилизации.

Особенность данной Программы состоит в том, что в ней наряду с теоретическими вопросами уделяется большое внимание практическим занятиям по изучению основных правил безопасного поведения в экстремальных и в чрезвычайных ситуациях, формированию у обучающихся ценности здорового образа жизни, умений и навыков по оказанию первой помощи. Реализация программы проходит не только в учебных классах, но в условиях природной окружающей среды.

Новизна программы заключается в широком подходе к процессу обучения, в использовании различных методов активизации познавательной деятельности обучающихся. Программа характеризуется разнообразием форм и методов, позволяющих обучающимся приобрести практические умения и навыки.

Цель программы - изучение и освоение учащимися общеобразовательных учреждений интегрированных знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, формирование желания, интереса, потребностей к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.

Планируемый результат освоения программы - сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Школьники, освоившие программу, будут знать основы безопасного поведения и здорового образа жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; основы оказания первой помощи; уметь классифицировать опасные факторы и последствия их воздействия на людей; пользоваться простейшими средствами, ориентироваться в обстановке, представляющей опасность для жизни и уметь действовать в динамично меняющейся обстановке; прогнозировать и организовывать безопасное поведение и профилактические мероприятия по сохранению здоровья и жизни окружающих; выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; определять правила применения средств индивидуальной защиты; иметь представление о государственной службе РФ; адекватно оценивать нагрузку и график индивидуальных занятия по совершенствованию общефизического развития и основам подготовки по спасательным и иным видам спорта, планировать распорядок дня с учетом нагрузок.

Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников не только правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера, но и уметь минимизировать возможность возникновения таких ситуаций в своей жизни и жизни окружающих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура безопасности» имеет модульную структуру и предполагает вариативность обучения.

Образовательное учреждение выбирает и реализует модули по собственному выбору, исходя их организационных, кадровых и материальных условий.

Исходя из позиции формирования у детей и подростков культуры безопасности в различных сферах жизнедеятельности, нами была сформулирована тематика модулей:

  1. Основы безопасного поведения
  2. Добровольчество (волонтерство) 
  3. Безопасность на воде
  4. Пожарная безопасность
  5. Оказание первой помощи
  6. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
  7. Безопасность в ЧС
  8. Автономное существование
  9. Основы государственной службы
  10. Туризм
  11. Духово нравственное развитие и патриотическое воспитание
  12. Личная безопасность
  13. Кибербезопасность
  14. Строевая подготовка
  15. Безопасность на транспорте
  16. Основы поисково-спасательного дела

Количество часов, выделяемых на изучение модуля –36, 72 часа (в зависимости от модуля), занятия проводятся 1 или 2 раза в неделю, в зависимости от объёма модуля.

По итогам обучения выдается Свидетельство об освоении программы.

Учебно-методический центр ВОСВОД предлагает образовательным учреждениям варианты реализации программы.

  1. Организация кадетского класса и помощь в определении курирующего ведомства (МЧС, ФССП, МВД, ФСИН). Нами разработан механизм взаимодействия «куратор-наставник-учитель-ученик», позволяющий проконтролировать качество проведения занятий по программе, соответствие их содержания современным достижениям науки и практики в сфере безопасности.

Для достижения этих целей также предусмотрен механизм обучения педагогов, реализующих программу в образовательных учреждениях, до уровня инструкторов по той или иной тематике модуля.

Программа реализуется посредством проведения занятий во внеурочное время специалистами УМЦ, представителями ведомств или педагогами школы и является платной образовательной услугой с возможностью использования сертификата ПФДО.

  1. Организация занятий по программе «Культура безопасности» в группах продленного дня. Данный вариант предполагает вариативность и выбор модулей образовательным учреждением и родителями обучающихся. Принцип взаимодействия – платная образовательная услуга с возможностью использования сертификата ПФДО либо проведение занятий педагогом дополнительного образования за счет бюджетных средств организации.
  1. Организация в образовательном учреждении добровольческой деятельности и создание в школе экипажей, отрядов общественных организаций (например, ВОСВОД, ВДПО, Боевое братство, ЮК– помощь детям), заинтересованных в популяризации своей деятельности и реализации миссии по воспитанию культуры безопасности. Занятия с классом проводит педагог школы и добровольцы общественных организаций. Также возможен вариант оказания платной образовательной услуги специалистами УМЦ с использованием сертификата ПФДО.